Борис Михайлович Кустодиев

807
0

Борис Кустодиев (Астрахань, 7 марта 1878 г. — Ленинград, 26 мая 1927 г.). Русский живописец и сценограф. Во время учебы в Астраханском духовном училище он был впечатлен в 1887 году выставкой русских художников-реалистов-передвижников, и впоследствии он решил стать художником. В 1896 году он поступил в Петербургскую Академию художеств, где учился у Ильи Репина.

В 1904 году он недолго учился в Париже у Рене Менара (1869–1930) и путешествовал по Испании, где особенно восхищался картинами Диего Веласкеса. С 1905 по 1907 год Кустодиев сотрудничал с революционными сатирическими журналами «Жупель» (рисунок «Пришествие в Москву»), Адская почта, «Искры». Начиная с 1906 г. написал серию произведений о различных праздничных событиях повседневной жизни крестьян и деревенских мелкобуржуазных купцов (ярмарки, сельские праздники, масленичные карнавалы, Балаганы). Эти работы отличаются повествовательностью, яркостью и разнообразием красок, точной передачей деталей; изображение фигур и плоскостей в разном масштабе, декоративность линейной плоской композиции картин отражают близость к модерну.

Произведения Кустодиева становились все более стилизованными. Сцены повседневной жизни трансформировались в театральные представления, а человеческие персонажи — в обобщенные образы, олицетворяющие самодовольство купеческой России.

Как и Андрей Рябушкин до него, Кустодиев сконцентрировался на рисовании русских провинциальных гуляний, таких как «Масленица» (1916; Санкт-Петербург). Но в свои купеческие картины Кустодиев добавил новую нотку сатиры. Используя яркие красные и синие цвета русского народного искусства, он любил рисовать пухлых купцовских жен в их свободное время. Один из самых ярких его образов — «Купчиха за чаем» (1918; Санкт-Петербург), где широкая фигура доминирует над чайным столом и вокруг него своей крупностью и самодовольным выражением лица. Она круглая и сочная, как фрукт на столе. Это произведение, как и многие другие, обладает богатством восточных красок, которое Кустодиев считал частью своего астраханского наследия. Более подробное описание других картин Кустодиева смотрите на сайте по ссылке https://topkartin.ru/kartiny/krasavitsa.

Мотивы и сюжеты Кустодиева символизировали жизнь, безвозвратно ушедшую в прошлое, но все еще не утратившую терпкого аромата. «Купчиха за чаем» — отличный пример художественного воспоминания о блистательных красотах, лазурных вечерах, неспешных церемониях чаепития и, казалось бы, неизменном образе жизни. Роскошный натюрморт на столе, мерцающий самовар, яркий арбуз, мраморные плечи героини — живописная красота и выразительность каждой детали наполняют холст светом и красками.

Борис Кустодиев продолжал писать трогательные и красочные образы даже после того, как болезнь лишила его возможности двигаться самостоятельно. Как правильно отметили комментаторы и сам художник, он населял волшебное царство воспоминаний, грез и ностальгических видений.

Источник статьи: https://topkartin.ru

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ